РОЗА ЛА РОЗА, ПУБЛИЧНАЯ ЖЕНЩИНА: Ее жизнь для жизни

  Время чтения 7 минут

Французский режиссер Пол Веккьяли скончался в 2023 году в возрасте 92 лет, но тем не менее он переживает долгожданный момент. В конце концов, лишь недавно зрителям с этой стороны Атлантики появилась возможность (пере)ознакомиться с его работами благодаря новым реставрациям таких фильмов, как его готический триллер 1972 года Удушитель и триллер 1975 года Не меняйте руки. Теперь компания Radiance Films и Американский архив жанрового кино представляют новую реставрацию мелодрамы Веккьяли 1986 года Роза Ла Роза, публичная женщина, удивительной истории о женской самостоятельности, сексуальности и солидарности, которая гордо демонстрирует свои киноин wpłyвы (она посвящена Даниэль Дарьё, Максу Офюльсу, Жану Ренару, Доре Долль и Дидье Альберу), при этом оставаясь свежей и захватывающей.

В Благоухании

Мы впервые встречаем молодую парижскую проститутку Розу (Марианна Базлер) на улицах около Лез Алле, где она работает вместе с найденной семьей коллег-сексработниц. Лучезарная красота Розы, ее жизнерадостное отношение и готовность исполнять любые фантазии делают ее самой востребованной женщиной в округе. Когда два мужчины одновременно подходят к Розе и начинают спорить о том, кто заслуживает ее компанию, она ругает их (“Лето — не время для борьбы — слишком хорошо и жарко”) и предлагает им лечь в постель вместе, чтобы сделать обоих счастливыми. Две ее немного старшие подруги говорят с ностальгией и завистью, но также и с большой теплотой о юности и красоте Розы, в то время как потенциальные клиенты проходят мимо, чтобы обратиться к услугам Розы; эти женщины также функционируют как своего рода греческий хор на протяжении всего фильма, комментируя сюжет и персонажей.

РОЗА ЛА РОЗА, ПУБЛИЧНАЯ ЖЕНЩИНА: Ее жизнь для жизни
источник: AGFA

С коллегами и клиентами, которые ее обожают, и сутенером Гилбертом (Жан Сорель), который ее балует, Роза ведет относительно легкую жизнь для представителя самой старой профессии. Но все это резко меняется, когда она встречает симпатичного молодого работягу по имени Жюльен (Пьер Коссо) на банкете в честь своего 20-летия. Веккьяли подчеркивает трагическую неизбежность этой сцены, представляя ее в форме Тайной вечери с Розой в роли обреченного Иисуса, в то время как ее друзья болтают и едят вокруг нее, blissfully unaware of the importance of the moment.

Когда Жюльен позже пытается купить услуги Розы, она пытается скрыть свою привязанность к нему под слоями хладнокровного безразличия, но в конечном итоге тает и поддается его ухаживаниям. То, что делает эту сцену настолько мощной, — это яркое выражение страха и уязвимости на лице Розы, когда она осознает, что происходит; она никогда не испытывала таких чувств прежде, это подлинные чувства влечения, которые потрясают по сравнению с поверхностными проявлениями привязанности, которые она выражает каждый день клиентам, платящим за привилегию.

РОЗА ЛА РОЗА, ПУБЛИЧНАЯ ЖЕНЩИНА: Ее жизнь для жизни
источник: AGFA

Свободная любовь

Теперь, когда она знает, что такое настоящая любовь, Роза полна решимости начать новую жизнь с Жюльеном; однако Гилберт не хочет ее отпускать. Для Розы осознание того, что она может не контролировать свою жизнь, является тревожным. Она всегда верила, что может выбирать своих клиентов, что она делает с ними и когда сможет остановиться; мысль о том, что ее полномочия — это всего лишь иллюзия, слишком тяжела для нее. Нежелание Розы позволить другим диктовать ее действия является частью того, что делает ее такой замечательной героиней; она даже не позволяет Жюльену говорить ей, что делать, а вместо этого говорит ему, какие действия он должен предпринять, если они собираются быть вместе. Воспринятая с непревзойденным духом и сексуальностью Базлер в роли, за которую она была номинирована на премию César за лучшую женскую роль, это женщина, которая, в отличие от героинь многих других историй о проститутках с золотым сердцем, не нуждается в мужчине, чтобы спасти ее; никто не может спасти ее, кроме нее самой, даже если ее представление о спасении не обязательно включает в себя традиционный хэппи-энд.

Веккьяли был преданным учеником французских режиссеров 1930-х годов, однако в Роза Ла Роза, публичная женщина можно увидеть, как его современники и предшественники повлияли на его кинематографию. С ее бесконечным очарованием и решимостью Роза чувствует себя потомком Анджелы, экзотической танцовщицы, сыгранной Анной Кариной в «Женщина, это женщина» Жан-Люка Годара, которая мечтала о том, чтобы появиться в “музыкальной комедии с участием Сид Чаррис и Джин Келли… хореография Боба Фосси!

РОЗА ЛА РОЗА, ПУБЛИЧНАЯ ЖЕНЩИНА: Ее жизнь для жизни
источник: AGFA

Как «Женщина, это женщина», Роза Ла Роза, публичная женщина не является музыкальным фильмом в техническом смысле, хотя музыка (и дух музыкальных фильмов в классическом голливудском стиле) играют заметную роль в фильме. Композитор и частый сотрудник Веккьяли Ролан Винсент предоставляет синтезаторную тему, которая повторяется на протяжении всего фильма и даже перекликается на аккордеоне во время карнавала. В один момент во время банкета по случаю дня рождения Розы она и ее подруги спонтанно начинают петь, и Роза вздыхает: “Господи, жизнь была бы такой простой, если бы я могла поверить в фантазию!” Неудивительно, что среди фотографий киноактеров, наклеенных на зеркало Розы, можно заметить снимок Годара и Кариной, что свидетельствует о том, что ее вера в фантазию может быть сильнее, чем она утверждает, или, по крайней мере, так было до ее встречи с Жюльеном, которая познакомила ее с жестокой правдой реальности.

Движение камеры в Роза Ла Роза, публичная женщина напоминает плавную операторскую работу аналогичных мелодрам, ориентированных на женщин, снятых вышеупомянутым Максом Офюльсом, в то время как яркая цветовая палитра, богатая яркими красными и глубокими синими тонами, напоминает отменный техниколор и добавляет дополнительный винтажный штрих к эстетике фильма. Тем не менее, подход фильма к сексуальности явно современный и даже упоминает СПИД, последствия которого Веккьяли рассмотрит более подробно в своем фильме 1988 года Encore. Это и другие свидетельства жесткой среды, в которой обитают эти персонажи, придают фильму приземленный характер 1980-х годов, несмотря на его неприкрытую ностальгию по прошлому кино.

Заключение

Стильные и подрывные фильмы Веккьяли давно недооценены в Соединенных Штатах; к счастью, новые реставрации помогают его работам жить дальше и находить новую аудиторию после его смерти. Не требуется говорить, что Роза Ла Роза, публичная женщина заслуживает свой второй шанс на свет.

Новая 2K реставрация Розы Ла Розы, публичной женщины начнет показываться в Metrograph в Нью-Йорке 11 июля 2025 года.

Важно ли вам подобное содержание?


Станьте членом и поддержите киножурналистику. Откройте доступ ко всем замечательным статьям Film Inquiry. Присоединитесь к сообществу единомышленников, которые увлечены кино — получите доступ к нашей закрытой сети для участников, помогайте независимым кинематографистам и другим.

Присоединиться сейчас!