Некоторое время назад компания Walt Disney узнала, что существует значительная возможность заработать на продвижении разнообразия и представительства. И хотя эти истории заслуживают того, чтобы их рассказывали, немногие из них были рассказаны столь бездушно и плохо, как Моана 2.
Я не особенно люблю наполнять карманы Disney, и у меня нет детей, поэтому, конечно, я пропустил Моану, когда она вышла в 2016 году, и аналогично пропустил Моану 2, когда она вышла в конце ноября 2024 года. Оригинальная Моана является одним из лучших усилий Disney по более справедливому представлению некоренных культур, или — в зависимости от того, кого вы спрашиваете — самой успешной операцией до сих пор по нахождению новых потребителей и продаже им кружек, футболок и мягких игрушек.
Сиквел был неизбежен. Тем не менее студия медлила, казалось, не зная, как развивать историю, в которой так много очевидных шагов вперед. После того как работа над Моана стриминговым сериалом остановилась, проект был переработан в кинематографический сиквел — и это чувствуется. Персонажи все энергичные, восторженные и ироничные; сюжет безнаправленный и скучный; и история не чувствует себя должным образом разрешенной, вместо этого надеясь, что фанаты дождутся Моаны 3. Этот фильм хуже своего предшественника практически по всем метрикам, за исключением того, что его музыка была написана кем-то, кто знает слово, любое слово, рифмующееся со словом «остров».
Первая Моана Все равно не была такой уж великой
Первая Моана была всесторонним успехом для Walt Disney Animation Studios. Она вызывала более смешанные чувства среди настоящих полинезийцев, с последствиями вокруг характеристики Маури в образе большого, толстого человека, и Карлы Мила из назвавшей персонажа «Шреком Полинезии… потаскуном с широкими плечами и бочкообразным животом, с глазами слишком близко друг к другу, зрачками идеально выровненными с его широко открытыми ноздрами в красивой дикой симметрии. Вот неуклюжий, безшеий чудо с большими губами и ртом, как у маски оога-буга.»
Дизайн Маури напоминает о том, что в конечном итоге Моана является взглядом белого западного человека на полинезийскую культуру, созданным двумя белыми мужчинами, которые создали Русалочку и Аладдина. Они не родились в Полинезии, не выросли у моря, и не имеют никакого интереса к историям и истории этих людей. Моана всегда была не более чем посредственной, потому что никогда не возникает чувство, что это история, которую эти люди заслужили, чтобы рассказать. Она никогда не может быть культурно аутентичной.

В результате Моана может только стремиться быть хорошей пастишью, успешной, но бесстыдной попыткой извлечь прибыль из полинезийской культуры и истории, одновременно предоставляя эту культуру и историю массовой аудитории, готовой покупать мягкие игрушки Пуа и фигурки героя Маури. Не поймите меня неправильно — в этом есть благородный смысл, и, безусловно, будут дети, которые вырастут, глядя на Моану, видя, что она похожа на них, и вдохновляясь тем, что они могут быть теми, кем хотят быть, отправляться в приключения и спасать мир. Это благородная цель. Но это не была история Джона Мускера и Рона Клемента, чтобы рассказать.
Моана 2 стремится к культурной аутентичности
Disney внесла несколько изменений за кулисами, чтобы убедиться, что Моана 2 ощущается как лучшее представление народа Мāори и их культуры. Мускер и Клементи ушли, отправившись колонизировать моря пенсии, и из трех директоров, которые их заменили — Дэвид Деррик-младший, Джейсон Хэнд и Дана Леду Миллер — двое из них имеют самоанское наследие. Мы видим больше культур островитян, больше божества мори и больше внимания к мореплаванию или «навигации». Так почему же весь фильм чувствуется пронизанным белой перспективой?
Каждый персонаж говорит с одинаковым проверенным участниками аудитории весельем, как будто они находятся в 2015 году, а не сотни лет назад. В оригинальной Моане только Маури (Дуэйн Джонсон) говорил с анахронизмами, каламбурами, современной иронией и обращениями к аудитории; здесь каждый персонаж нас так говорит, что Моана 2 ощущается меньше как подлинная попытка уловить историческое прошлое культуры, и больше как жалкая, однородная, атака с TikTok. Безжалостно современный сценарий заставляет каждого персонажа вписываться в жесткую форму клише Диснеевского героя или помощника, эффективно колонизируя мир Моаны гладкой злой поверхностью маркетингового капитала. Дизайны персонажей также выглядят одинаково — как будто они вышли прямо из Лайтаера или Элио или Диснеевских Странных миров.

Этот фильм следует за Моаной (Аулиʻi Кравальо), когда она пытается снять проклятие, которое помешало ее народу связаться с другими островитянами в течение тысячи лет. По какой-то причине это включает в себя поднятие острова с самого дна океана. Без этого острова различные полинезийские народы всегда будут фрагментированными и не знать, как путешествовать по океану, что кажется расистским и как-то указывает на троп «невежды-варвары», которого первая картина едва избежала. (Никогда не ясно, почему именно Моане нужно физически прикоснуться к этому острову, чтобы снять проклятие — несмотря на то, что фильм явно говорит мне точно, что происходит в каждой сцене, ставки кульминации и правила этого проклятия крайне неясны.) Следовательно, конечная цель персонажей состоит в том, чтобы соединить острова и открыть новые острова — как будто лучшая история, которую Disney мог дать народу Мāори, была историей о колониалистских приключениях белого западного идеалиста.
Раздражающая часть заключается в том, что настоящая полинезийская история поддерживает идею о том, что эти мореплаватели имели продолжительный период, когда они не строили корабли и не исследовали — Моана фактически основана на исторических фактах! Это называется «длительная пауза», и это произошло вскоре после того, как народ Лапита исследовал и населил Западную Полинезию и Меланезию. Прошло тысяча лет, прежде чем полинезийцы продолжили исследовать на восток, что продолжает озадачивать историков и составляет основу истории Моаны. Моана 2 изменяет эту долгую паузу в героическое путешествие, замороженное во времени мистическим проклятием, что было бы интересной историей, если бы она действительно объясняла, почему и как другие островные народы также перестали строить корабли.
Что случилось с анимацией?
Если первая Моана удваивалась как технический демонстрационный фильм для отличной новой анимации воды Disney, Моана 2 является демонстрацией того, сколько слизи Disney может добавить в полнометражный фильм. С тех пор как на Nickelodeon проводились «Детские Выборы», на экране не было так много слизи одновременно. Персонажи постоянно скользят в слизи или получают неаккуратные чихи на себя. Сцена, в которой слизистая блоха ползет по лицу Моаны, после того как её парализуют ядовитые стрелы, кажется интимной, которую не следует показывать детям.
Анимация в этот раз заметно хуже — по сути качества прямой видеозаписи, хотя планка для анимации прямой видеозаписи значительно возросла с тех пор, как выпускались Мулан II и Аладдин и Король разбойников. Физика совершенно неправильная — персонажи летают и крутятся в воздухе без веса, а Моана вертится вокруг мачты своего корабля, как будто это волейбольный мяч. Маури в какой-то момент прыгает в воду со всей тяжестью желудевого ореха.

Я полагаю, что директоры думают, что их аудитория глупа. Сцены сняты, поставлены и отредактированы так, как будто они аллергичны к неподвижности. Песня злодея, исполняемая мистической летучей мышью по имени Матанги (Авхимай Фрейзер), замечательна. Это единственная песня в Моане 2, где исполнитель явно выкладывается на полную катушку, но анимация, кажется, не верит уровню вокала, заполняя последовательность таким количеством темы парковых аттракционов, что невозможно понять слова, не говоря уже о том, чтобы оценить выступление или узнать что-то о характере. Каждые семь секунд кажутся целенаправленно созданными, чтобы стать вирусными в социальных сетях, и каждая сцена кажется соревнующейся за мое внимание.
Кто написал этот ужасный сценарий?
Для проекта, который занимал восемь лет на реализацию, сценарий отвратителен. Я восхищаюсь тем, что треть фильма происходит в гигантской раковине, но с этого момента моя оценка начинается и заканчивается. Вы сразу же узнаете, что Моана теперь мастер навигации, потому что все персонажи постоянно говорят нам об этом. Новый персонаж Таутаи Васа настолько неправдоподобно вписан в Моану, что это не имеет смысла. Летучей мыши даже не дают плату за ее персонажа. Вы никогда не узнаете, злодейка она или нет, вы никогда не узнаете, какова ее истинная мотивация, и в конце вы получите невероятную «Лигу своих» для Моаны 3.

Совершенно неясно, сколько времени прошло между фильмами, потому что теперь вся культура острова Моаны — это гордые мореплаватели, которые построили МНОЖЕСТВО КОРАБЛЕЙ (из каких волокон они сделали эти паруса?!?!?!?), а Пуа все еще поросенок. Меня достаточно расстраивает, что ни один из этих новых персонажей не погиб — вы знаете, чтобы создать ставки в этом приключенческом высоких ставок — и я думал, что могут убить нового персонажа воином из кокосов, но увы, он выживает. Говоря о мертвых персонажах, Моана в этом фильме фактически стала «Шептуном мертвых», потому что ее мертвая бабушка (Рейчел Хаус) постоянно находится с ней, что кажется совершенно эмоционально пустым и подрывает её очень печальную смерть из первого фильма.
Заключение
Моана 2 является столь бездушным способом заработать, сколько только возможно. Это ужасный фильм, созданный для младенцев, и буквально каждая минута фильма была испытанием для меня. Тут слишком много слизи и слишком много шума, и персонажи постоянно говорят вам точно, что происходит в каждой сцене, на случай, если вы находитесь на телефоне или иначе слишком глупы, чтобы это понять.
Тем не менее, здесь на самом деле есть несколько ярких моментов. Первое — это то, что, в отличие от Моаны, актеры в основном исполняют свои собственные песни. Это радость слышать гладкий, маслянистый отцовский голос Темуэры Моррисона в открывающих песнях. Также есть момент, в котором Роза Матафео должна говорить-петь очень быстро, и это довольно хорошо. Кроме того, кокосовые люди очень добры к Хейхей в этом фильме иTreat Him as Emperor , что, как поклонник Хейхея, я признателен. Я буду исключительно расстроен, если с этой глупой маленькой курицей произойдет что-то плохое в Моане 3.